На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Асмолов

105 подписчиков

Фамильный шрам -V

Фамильный шрам - V © Александр Асмолов
#Асмолов #сказки #сказки_в_стихах #лирика #Фамильный_шрам #Александр_Георгиевич_Асмолов

Глава V
В огнях купался Питер томный,
Вознесший роскошь до небес,
Как перстень на руке нескромный
У мужика, что валит лес.
В надменном свете царских окон,
Где бриллиант, вплетенный в локон,
Сверкал мазурке легкой в такт
Среди мундиров, шпор и шпаг,
Дворцовой площади равнина,
Фасадом Зимнего дворца,
Горящего в ночи венца,
Окаймлена наполовину.


Померкли Рим, Париж, Берлин,
Один остался господин.

Шумит дворцовое веселье,
Дает императрица бал.
Браслеты, кольца, ожерелья
Горят в огнях среди зеркал.
Шуршат роскошные наряды,
А следом пламенные взгляды.
Всяк, двинувшись вперед шажком,
Следит, глаза скосив тайком.
И только бравые гусары, *57
В улыбках души обнажив,
На зависть тех, кто уж плешив,
Вальсируют, забыв сигары. *58
Судьба балует смельчаков,
Лишая толстых кошельков.

Невесты пышными рядами
Вздыхают молча у колонн.
Поручик томно шепчет даме
О том, как страстно он влюблен.
Судачат кумушки о браке
Мужчины стройном в черном фраке,
Что взял в приданное завод ,
И нынче славно заживет.
А девушки хранят молчанье,
Чтоб не нарушить этикет
В руках лишь веер и букет, *59
В блокноте - танцев расписанье.
Где имена стоят рядком,
И кто-то вычеркнут тайком. *60

С четой родителей Алешка
Впервые тоже зван на бал. *61
В большой карете, не на дрожках, *62
К дворцу степенно подъезжал.
У входа суетятся слуги,
От факелов светло в округе.
Играет пламень на штыках
И у гвардейцев на щеках.
Шум голосов, как гул сраженья,
По коридорам нарастал,
Когда же дверь открыли в зал
Он не сдержал вздох удивленья.
Да, все когда-то в первый раз
Дается каждому из нас.

Кружатся пары в вальсе венском,
И всем слышна издалека
В убогом крае деревенском
Австрийца нотная строка. *63
Блистают дамы совершенством,
Невесты - будущим блаженством.
Теснит мундир нахрапом фрак,
Как боцман в кубрике салаг. *64
Едва касаясь эполета
В перчатке узкая рука
Так невесома и хрупка,
Что из бойца творит поэта.
Взгляд озорной прекрасных глаз
Мужчин пленяет всякий раз.

В честь возвращенья из похода
Отряда русских кораблей
Семейный бал. Вот нынче мода,
Звать в гости взрослых и детей.
Освоившись они мелькали
Везде, а в танцевальном зале
Кружились в парах, строже став,
Как то предписывал устав.
У юношей на бледных лицах
Надменность спрятала азарт.
Уже родился Бонапарт,
Мечтавший славою упиться.
И дух великих перемен
Витал среди дворцовых стен.

Но близость ангельского лика,
И томный взгляд из-под ресниц,
Как вспышка солнечного блика,
Стирали множество границ.
Рука на талии немела,
Касаясь девственного тела,
И выдавал сердечный ритм,
Что он ее боготворит.
Казалось, спали музыканты,
Иль вписан в ноты лишний такт.
Сбивался с шага, как простак,
Запутавшись в простом анданте. *65
Но танцевальный этикет *66
Всех выручал, подав совет.

Средь прочих пар закончив танец,
Алешка сдержанно кивнул.
Пылал предательский румянец
От носа до широких скул.
Он ей открылся в центре зала,
Чтоб по дороге все сказала
Взаимно чувство или нет,
Но девушка молчит в ответ.
В его глазах блестит обида,
И кажется, что шум вокруг
Насмешки всех ее подруг,
Готовящих ему корриду.
От улюлюканья толпы
И бык взметнется на дыбы.

Рука в перчатке белоснежной
Туманом на его руке,
Лежит в прохладе безмятежной,
Уснув от ветра вдалеке.
Так невесома и беспечна,
В изящных формах безупречна,
Для поцелуя создана,
Одарит ласкою сполна.
И с каждым шагом до колонны,
Где ждет партнершу ее мать
Он начинает вновь мечтать,
Что встречен будет благосклонно.
И чувства вспыхнут в резонанс,
И новый вальс подарит шанс.

Но нынче в танцевальной книжке *67
Уж записей свободных нет.
Судьба противится парнишке
Сегодня получить ответ.
Померкли свечи в пышном зале,
И музыка слышна едва ли.
Он одинок среди толпы,
И все мечты его глупы.
Пылают щеки от позора,
Отвергнут на глазах у всех,
Казалось, близок был успех,
Но все утеряно так скоро.
Кто мог из нас в пятнадцать лет
Прожить с позором, шедшим вслед.

Пусть так, и он теперь в раздоре
С той, что мерещилась во снах.
Искать ли виноватых в ссоре
Когда весь мир повержен в прах.
Скорее прочь из душной залы,
И в клочья эти мадригалы.
Но рядом голос - "Алексей,
Что, брат, фиаско жизни всей?"
Дыханье враз перехватило,
Заледенело все внутри,
И будто разом звонари
Ударили, что было силы.
Узнавший пламенный секрет
Над нами властен много лет.

Глаза сверкнули, как кинжалы,
И заиграли желваки.
Ухмылкою воображалы.
Сражен Алешка по-мужски.
"Изволите смеяться, сударь?"
"Ой, страшно. Шел бы ты отсюда!"
И подпевал нестройный хор
На издевательства был скор.
"Вы оскорбили дворянина!"
Рука рванулась, но эфес
Был дома волею небес,
Пыл охладив гардемарина.
Враги. К чему здесь канитель.
Был брошен вызов на дуэль.

Нашлись обоим секунданты,
Оружьем выбраны клинки.
Сошлись в подробностях педанты
На утро биться у реки.
Круг посвященных клятвой связан
О том, что встретятся под вязом *68
Бретеры в утренний туман, *69
И не придет тот, кто не зван.
Обоих душит жажда мести,
И не страшит большой скандал,
А выжившего - трибунал.
Что жизнь? Ведь речь идет о чести!
Никто не спросит, сколько лет,
Коль шпагу взял иль пистолет.

От автора
Поскольку сказка написана для тех, кому еще нет пятнадцати лет, я оставлю им комментарии к тексту:

*57 Гусар - от венг. husz (двадцать) и ar (подать), что связано с приказом тогдашнего короля каждому двадцатому дворянину идти в кавалерию. В России гусары появились как наемники в XVII веке, а Петром Великим. были организованы в несколько регулярных полков. При Екатерине II их было уже 12. Особый лейб-гусарский полк стоял в столице для охраны и участия в церемониях. Императрица выезжала только в сопровождении лейб-гусарского эскадрона.

*58 В Россию сигары завезли в XVIII веке голландские торговцы. Какое-то время табак даже считался лекарством от всех болезней. Одной из самых известных почитательниц сигар того времени была Екатерина II. Помимо табакерки с нюхательным табаком при императрице всегда была коробка тонких сигар. Это стало модным, и сигары подавали гостям на приемах самого разного уровня.

*59 Согласно этикету тех времен девушка на балу могла иметь дорогое платье, но никаких украшений. В руках три вещи - маленький букет цветов, книжечку для записей партнеров на танец и веер. Он то и помогал выражать эмоции. Взгляд поверх открытого веера - вы мне интересны, сложенный веер - безразличие, прикосновение веера к правой щеке - "да".

*60 Дамы и особенно невесты на выданье записывали имена партнеров, пригласивших их на танец. Отказаться от приглашения мужчины сразу было неприлично, но можно было сделать пометку в книжечке, и перед танцем сослаться на усталость. Тогда кавалер должен был стоять рядом и развлекать несостоявшеюся партнершу разговором.

*61 Обычно в XVIII-XIX вв. на балы приглашали взрослых и девушек 16-18 лет, которые уже считались невестами, а в 20 должны были выйти замуж. Иногда давались семейные балы, куда приглашали и подростков, которые даже участвовали в танцах.

*62 Дрожки - легкий открытый рессорный экипаж на 1-2 человека.

*63 Австрийский композитор Иоганн Штраус (сын) родился 25 октября 1825 г. в Вене. Его знаменитый вальс "На прекрасном голубом Дунае", написанный в 1867 г. был популярен во всем мире и стал неофициальным гимном Вены. Хотя был задуман и впервые исполнен как сочинение для мужского хора.

*64 Салага - дословно маленькие деревянные санки, в морском жаргоне обозначает неопытного новичка на флоте.

*65 Анданте (от итал. andante - идущий шагом) умеренный темп в музыке, характерный для вальса.

*66 Танцевальный этикет (как часть дворцового этикета) - сборник норм и правил, которые отражали представление светского общества о должном поведении во время, до и после танца.

*67 Размером с ладошку в серебряном или костяном переплете танцевальная книжечка была непременным атрибутом на балу. Там были записаны все танцы текущего вечера и кавалеры, пригласившие даму на какой-то танец. Причем три танца подряд с одним кавалером считались неприличностью.

*68 Вяз - (от англ. ulmus) название произошло от кельтского, поэтому в русском языке часто встречаются его различные названия - ильм, вяз, карагач, ильмовник. Бывает высотой до 30 метров. Растет в смешанных лесах, в поймах рек и речных долинах.

*69 Бретер - (устаревшее, от франц. brette - шпага) - дуэлянт, задира, скандалист или человек, ждущий вызова на дуэлью.

фотограф и дизайнер Луиза Гельтс

Картина дня

наверх