Фамильный шрам - IV © Александр Асмолов
#Асмолов #сказки #сказки_в_стихах #лирика #Фамильный_шрам #Александр_Георгиевич_Асмолов
Глава IV
"Наслышан о твоих успехах"
С усмешкой молвил адмирал.
"Год не прошел как я уехал,
А ты уж пишешь мадригал". *48
Алешка покраснел безмерно.
Клянет себя, что вышло скверно.
Но разрешил все жест отца,
Он с нежностью обнял юнца.
"Не в том беда, что ты доверил
Бумаге пламенный секрет,
А в том, что плакался в жилет,
Когда заржал какой-то мерин.
Честь не перчатка, чтоб марать,
Сражайся, хоть один - на рать".
Такой короткий разговор
Без лишних слов и причитаний.
Но просиял у парня взор,
И след исчез пустых терзаний.
"А ты участвовал в дуэли?"
Отец кивнул. "Что, в самом деле?"
"Но это тайна не моя,
Ведь в ней замешаны князья"
"Ну, расскажи же, право слово.
Клянусь хранить ее секрет"
"Не торопись давать обет,
Ведь это не "отдать швартовый".
Но пыл у парня не угас,
Отец решился на рассказ.
"Князь Оболенский был влюблен
В танцовщицу из "Мариинки". *49
С портретом маленький кулон
Ей подарил на вечеринке.
Завистница в день карнавала
У девушки кулон украла.
В надежде на большой скандал,
Чтоб Оболенский пострадал,
Ту вещь отдала лейтенанту
Известному в своих кругах
По кличке "Жоржик-вертопрах", *50
Картежнику и дуэлянту.
Тот проигрался и на кон
Поставил краденый кулон.
"Ему досталось поделом?"
Алешка сжал свои ладони.
"Я вистовал за тем столом *51
И распознал портрет в кулоне..."
Тихонько щелкнул портсигар,
Как друг, что думать помогал,
И струйка призрачного дыма
Не торопясь скользила мимо.
"Ты вызвал Жоржа на дуэль?"
Алешкины глаза горели,
Он был взволнован, на пределе,
Как будто в нем буянил хмель.
Героями чужих баталий
Мы мним себя из-за регалий.
"Дуэли были под запретом" *52
Вздохнул протяжно адмирал.
"Жорж в поединках был эстетом,
И только шпагу обнажал" *53
"Но ты же вызвал подлеца?"
Алешка глянул на отца.
"На утро мы дрались на пляже
Подальше от дворцовой стражи.
Я дважды ранен, он убит,
А след клинка ношу поныне,
Послание моей гордыне -
В то утро не был я побрит.
Не миновать бы трибунала,
Да, княжье слово оправдало".
"Так вот откуда этот шрам!"
Мальчишка в восхищенье замер.
"Ведь это гордость, а не срам,
Отметка за крутой экзамен".
Остывший пепел горкой серой,
Как будто времени был мерой,
Им намекал, что мол, пора,
Все остальное мишура.
"Хочу, что б ты запомнил крепко"
Сказал спокойно адмирал.
"Молчать ты слово нынче дал,
О тайне царственного предка.
И не смотри, что ты безус,
Прибавит годы этот груз".
"Отец, я слово дворянина..."
Юнец запнулся в тот же миг,
Поняв, что в роль чужого сына
Он так негаданно проник.
Чужая честь, чужая тайна
Хоть и открытая случайно
Невольно сердце обожгло
Как будто он затеял зло.
"Ну, полно! Что ты в самом деле?
Меж нами клятвы ни к чему,
И верность слову своему,
Ты твердо сохранял доселе".
В коротком русском слове честь
Глубокий смысл. Тому бог весть.
"И помни, милый, не случайно
Ты носишь имя Алексей. *54
Сокрыта в нем простая тайна -
Защита, смысл жизни всей.
Чтоб дом наш не постигли беды,
Сражались прадеды и деды,
И каждый звался Алексей,
Защитник, а не фарисей. *55
Тебе начертано судьбою
Таким же воином скоро стать,
Не поворачивая вспять,
Всегда вперед, готовым к бою.
Узнав свое предназначенье,
Не распыляйся на влеченье".
Они сидели в кабинете,
В объятьях гулкой тишины,
И тень от кресла на паркете
Уткнулась в плинтус у стены.
В раздумьях черное пятно
Застыло, словно мудрено
Ему на белое взобраться
Хотя они, по сути братья.
Две стороны одной медали.
Счастливцам - радость, павшим - зло.
Но одному, вот, повезло,
И все его добром назвали.
Лишь на востоке грани мнимы,
Там инь и янь неразделимы. * 56
От автора
Поскольку сказка написана для тех, кому еще нет пятнадцати лет, я оставлю им комментарии к тексту:
*48 Мадригал имеет несколько значений. В литературе он обозначает один из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (стихи Пушкина к Гончаровой).
*49 Мариинский театр был основан в 1783 г. по приказу императрицы Екатерины Великой как "Большой театр". Свое собственное здание и название получил в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны в 1860 г. что и считается официальной датой его открытия.
*50 Вертопрах - легкомысленный, ветреный человек
*51 Вистовать - один из приемов в карточной игре.
*52 Дуэли были запрещены на Руси еще Петром I. Его "Патент о дуэлях" от 14 января 1702 г. предписывал смертную казнь не только участникам и секундантам, но и свидетелям. Позже, в 1787 г. Екатерина Великая смягчила наказание своим "Манифестом о поединках". Наконец в 1894 г. Александр III разрешил дуэли.
*53 В отличие от "французских" дуэлей, где стрелялись с 30 шагов, и только до первой крови, в "русских" дуэлях разрешалось стреляться с 10 шагов и даже "на платках" т.е. расстоянии в 2-3 метра. Однако высшим мастерством, эстетически красивым, считался поединок на шпагах.
*54 Алексей - (от др. греческого "алекс" - защищать) т.е. - защитник. В религиозной среде имя Алеша созвучно библейскому герою из "Книги царств" -Элиша, одному из учеников и сподвижников пророка Ильи. Не случайно в русских сказках Алеша Попович выступает соратником и другом Ильи Муромца, верных защитников земли русской.
*55 Фарисеи - дословно религиозно-политеческое учение в Иудеи времен Иисуса Христа, отличавшихся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил благочестия. Иносказательно во многих языках - лжецы, отступники и лицемеры.
*56 Инь и янь - одна из основных концепций древнекитайской философии, описывающих единый мир через взаимодействие и неразрывность противоположностей: день и ночь, свет и тьма, небо и земля, жар и холод и т.д.
фотограф и дизайнер Луиза Гельтс