На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Асмолов

105 подписчиков

Фамильный шрам -III

Фамильный шрам - III © Александр Асмолов
Глава III
Сергеич нянчился с Алешкой,
Как только тот пошел под стол.
Хоть не знакомил парня с "кошкой", *34
Но с дозволения порол.
Любил мальчишку, словно сына,
Не брал за службу и алтына. *35
Учил владеть любым клинком -
Стилетом, финкою, штыком,
Вязать узлы и штопать парус,
Знать назубок боезапас,
Использовать морской компас,
Карабкаться на верхний ярус. *36
Как "Отче наш" знать такелаж, *37,38
До блеска шлифовать палаш. *39
Но нежный возраст паренька
Конфликтовал с морским Уставом.
В душе неясная тоска
Звала бродить к густым дубравам.
Где, спешившись, гардемарин
Грустил без видимых причин,
И морду жеребца гнедого
Лобзал, не проронив ни слова.
Потом галопом гнал коня, *40
Чтобы успеть на построенье,
И слышал строй сердцебиенье,
Барона юного браня.
Курсант краснел, как маков цвет,
Смешны грехи в пятнадцать лет.
"Подъём! И быстро на зарядку! " -
Сергеич рыкнул грозным львом.
"Вспахать спортзал ползком, как грядку,
Потом по вантам кувырком, *41
Работать с манекеном хук, *42
В присядку каждый третий круг.
Спущусь, немного пофехтуем,
А после кнехту отрехтуем". *43
Алешка испарился вмиг.
Старик парик седой поправил,
Пусть это было против правил,
Он перед возрастом не сник.
Хоть шаркал старчески ногами,
Но мастерски владел клинками.
Когда на завтрак в зал просторный
Слуга Алешку подтолкнул,
Он, этикет забыв придворный,
Присел на первый с краю стул.
Две девочки в роскошных платьях,
На шейках - золотых распятьях
Хихикнули в конце стола
Мальчишку оторопь взяла.
Чужие люди и посуда,
Чужая мебель, а паркет,
Лежавший здесь две сотни лет,
Сияет гранью изумруда.
Дом коммуналок тесноту
Сменил на блеск и красоту.
"Ну, что же ты, сынок, не весел?" -
Спросила дама в парике.
"У нас вполне хватает кресел,
Иль будешь дуться вдалеке?
Не подобает дворянину
Держать обиду на кузину.
Хоть соглашусь, в том чести нет
Читать при всех чужой сонет.
Иди, обнимемся скорее,
В душе обиду не держи,
Будь выше подлости и лжи,
Прости ее и стань мудрее".
Курсант, что свойственно парням,
Вмиг покраснел, но мать обнял.
За чаем долго все молчали,
Пока внизу на мостовой
Зацокал конь, и прочь печали -
В дверях с пакетом вестовой.
"Я доложить вам буду рад,
Уже швартуется фрегат!
Извольте получить депешу,
И не сочтите за невежу".
Читает женщина письмо,
Дрожит бумага с вензелями.
Молилась ночь под образами,
И вот оно пришло само.
"Сегодня, дети, ваш отец
Домой вернется наконец!"
Девчонки кинулись в объятья
Счастливой матери своей.
"Уж лучше б это были братья"
Подумал он, став чуть храбрей.
"Наверно что-то спутал маг,
А, может, мне иной был знак,
И новый галс по воле рока *44
Судьба взяла еще до срока?"
Пацан растерянно смотрел
На женщину с веселым взглядом
И быть хотелось с нею рядом,
Как страннику морских новелл.
Дороже верности и чести
Нет ничего, хоть мир изъезди.
Часы с веселым перезвоном
Сыграли четко старый вальс.
Пастушка в платьице червонном *45
Возникла, за стеклом кружась.
Двенадцать раз наполнил залу,
Что подобает ритуалу,
Солидным голосом Modis, *46
Как будто выступал на бис.
И с "Петропаловки" мортира, *47
Исполнив царственный указ,
Отметить полдень всякий раз,
Гремит по воле канонира.
Столица, как и вся страна,
Своим традициям верна.
"Ну, здравствуй, здравствуй, дорогой!"
Объятья, слезы заблестели.
Девчонки шустрой мелюзгой
Снуют вокруг морской шинели.
"Лексей Лексеич! Адмирал!"
Старик восторженно шептал.
Уж в залу высыпала челядь
Известие сие проверить.
Лишь паренек, потупив взор,
Открыто посмотреть боится,
А вдруг у них не схожи лица?
Ведь это будет приговор.
Но шрам как будто от кинжала
Был на щеке у адмирала.
*34 "Кошка" - плетка с несколькими "хвостами". Применялась на флоте XVIII- XIX вв. для наказания нижних чинов.
*35 Алтын - старинная русская денежная единица (от тюркского алты - шесть), появился в XIV веке и равнялся шести деньгам - серебряной монете, которая начала чеканиться в Москве, а с 1420 г. и в Новгороде.
*36 Ярус на флоте используют для обозначения рядов пушек или парусов, расположенных в линию на одном уровне. Так пятимачтовый барк "Мария Рикмес" имел семиярусное парусное вооружение, и одно время считался крупнейшим в мире судном.
*37 Молитва "Отче наш" часто повторялась каждым моряком, поэтому выражение "знать, как "Отче наш" обозначало - знать назубок.
*38 Такелаж - (от голл. takel - оснастка) - общее название всех снастей на судне.
*39 Палаш - (от венг. pallos - меч) рубяще-колющее холодное оружие, с прямым клинком. Появился в Шотландии в XVI в. В Европе палаш имел эфес. На русском флоте введен Петром I, в качестве абордажного оружия. Гардемарины носили палаши, как принадлежность морской формы.
*40 Галоп - трехтактный бег лошади, когда задние ноги перемещаются прыжком, а передние - по очереди. Самый быстрый бег лошади, при котором они могут превышать скорость 60 км/час.
*41 Ванты - снасти вертикального такелажа, которыми мачты крепятся к бортам судна. Используются командой как веревочные лестницы. В морских училищах стены гимнастических залов увешаны вантами для тренировок.
*42 Хук - (от англ. - hook - крюк) боковой удар в боксе, наносимый согнутой в локте рукой на средней и ближней дистанции.
*43 Кнехта - (от голл. - knecht - тумба) массивная литая тумба на палубе или причале для крепления швартовых канатов. Распространенная морская шутка - рихтовать кнехту - в переносном смысле обозначает делать бесполезную работу или выполнять утомительные тренировки на выносливость.
*44 Галс - движение судна относительно ветра или отрезок пути, который парусник проходит от одного поворота до другого.
*45 Червонный - золотистый цвет с красным оттенком, название происходит от цвета золотых монет с десяти процентным добавлением меди.
*46 Modis - старинная часовая фирма в Италии, выпускающая напольные и настенные часы в стиле барокко, сочетающее в дизайне дерево, фарфор, камень.
*47 Традиционный выстрел в полдень с Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости Санкт-Петербурга берет свое начало в XVIII веке. Причем боевыми так никогда и не стреляли, все выстрелы из этой крепости были сигнальными. По разным поводам.
фотограф и дизайнер Луиза Гельтс

Картина дня

наверх