На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Асмолов

105 подписчиков

Лебяжий остров

ГЛАВА I
На излучине речки Боярка *1
Деревенька, поля, да луга,
На пригорке развалины замка
Всё зимой покрывают снега.
Тишина, да лихие метели,
Часовыми высокие ели
На опушке безмолвно стоят,
Не меняя зеленый наряд.
Перешеек у шпоры за лесом *2
Ожерельем пудовых камней
По весне засверкает смелей,
Как Боярке подарок повесы.
Благодать, справедливость и труд,
Век из века здесь так и живут.
__________________________________________
*1 излучина —петля, образованная рекой
*2 шпора — полуостров внутри излучины
Деревенька с названием Остров
В снегогон, как ладья на реке. *3
Пробивалась меж льдов и торосов,
Острым лезвием в смелой руке.
Монолит из гранита и стали,
И такими же жители стали,
Той деревни в полсотни домов,
Воинов, пахарей и мастеров.
В половодье «промокшая шпора»
От Боярки всю силу берет,
Пастухи на луга гонят скот,
В серпень жито к покосу готово. *4,5
Лучше хлеба вокруг не найти,
Протоптали на Остров пути.
__________________________________________
3 снегогон — древнеславянское название лунного месяца, соответствующее апрелю
4 серпень — время жатвы, название лунного месяца, соответствующее августу
5 жито — несмолотое зерно пшеницы или любого хлебного злака на корню или в закромах
Гуси-лебеди в цветень гнездятся, *6
Черношейный, шипун, да трубач.
Все озера, а их тут двенадцать,
Стережет волкодав Бородач.
На излучине рай лебединый,
Верность лебедя – символ старинный.
Здесь их кормят и ждут, как родных,
Неподкупной любви часовых.
Нет на Острове лучше примера,
Детворе, да и взрослым порой,
Как по жизни пройти непростой,
Чтоб хранилась и верность, и вера.
Я и сам там родиться готов,
Край моих удивительных снов.
__________________________________________
6 цветень — период цветения трав и цветов, соответствует апрелю-маю
От опушки, где ели стояли,
Через поле и сад, напрямки,
После паводка стёжки топтали, *7
Гости, ратники и маклаки. *8,9
Вдалеке от людских кривотолков
У колодца изба со светёлкой, *10
В летней кухне дымит самовар,
А за сенником крепкий амбар. *11
Клеть высокая тесом обшита, *12
Под навесом резное крыльцо,
В сени дверь без замка, лишь кольцо, *13
Пахнет в горнице сеном и житом. *14
И хозяйка стоит у печи,
Зарумянились там калачи.
__________________________________________
7 стёжка, стёжки —жен. (·обл. ). уменьш. к стега - тропинка, дорожка. «Стежка вывела прямо в болото.» Л.Н Толстой.
8 гости — купцы, которые совершали дальние торговые поездки (помните у Пушкина – «…вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости…»);
9 маклаки— торговцы подержанными вещами
10 светёлка — небольшая комната с окном, обычно в верхней части жилья
11 сенник — сарай для сена, сеновал
12 клеть — неотапливаемое помещение, примыкающее посредством сеней к избе, использовалась для хранения имущества (чулан, кладовая) и как летнее жилище, спальня
13 сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом
14 горница — чистая половина крестьянской избы
Между тем расшумелись в светелке
Душ пятнадцать сестер и подруг.
Язычки их остры, даже колки,
В дом сваты к ним наладились вдруг.
Старшей, Ждане, уж замуж пора бы, *15
Раскудахтались в горнице бабы,
Да и девки галдят наверху,
Ох, не слышать бы то жениху:
Боязлив, молчалив, неуклюжий,
Толстощек, бороденка с вершок,
Может, ходит еще на горшок,
Нет, нам этот в хозяйстве не нужен…
Попадись на такой язычок,
Угодишь под её каблучок.
__________________________________________
15 Ждана — женское имя, означающее долгожданную
Раскраснелись у девы ланиты, *16
Сарафан голубой уж готов, *17
Ниткой белою тонко расшиты
Лебединые пары кругом. *18
Вдруг слезинка блеснула в ресничках,
Ищет Ждана поддержку в сестричках.
Но лишь младшая бросилась к ней,
Щуплым тельцем закрыв от «друзей».
Ручки тонкие шею обвили,
Шепчет – «Косу не смей распускать. *19
Упрошу я и тятю, и мать,
Чтобы сваху тот час проводили».
Так бывает, любимую дочь
Даже батя не смог превозмочь.
__________________________________________
16 ланиты — щёки
17 сарафан голубого или синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе
18 орнамент на одежде говорил об их владельце, так белые лебеди были у незамужних девушек навыданье
19 коса на Руси с давних времен считалась символом красоты и силы, у девушки была одна коса, ее расплетали только на свадьбу, у замужних женщин было две косы, одна питала силой ее саму, вторая – потомство
После ужина в горнице тихо,
Мать с отцом молча рядом сидят.
Понимают, у Жданы не прихоть,
Но в семье у них восемь девчат.
Мать понёву для старшей пошила, *20
Только та ей давно объявила,
Что к Словену у девы любовь, *21
Да противится свадьбе свекровь.
Род Чеславы известен и крут, *22
Не чета им какой-то бездельник,
Был бы князь или гость, но не мельник,
Что за Ждану в приданном дадут?
Той в подводу грузи сундуки,
Соболя-жемчуга, не платки…
__________________________________________
20 понева — женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков темно-синей клетчатой или чёрной ткани
21 Словен — мужское дохристианское имя, обозначающее представителя народа Слова
22 Чеслава — женское имя, означающая женщину, чающую, то есть ожидающую славы
Дом Чеславы стоит в городище, *23
И чертог в девять окон больших. *24
Князь в друзьях, а не тряпочник нищий, *25
Кремль напротив в балконах чудных. *26
Вкруг детинца хоромы резные, *27,28
Терема - что челны расписные, *29
Княжий двор, где дружина стоит, *30
А на въезде ворота, как щит.
Пировали частенько на славу.
На подносах олень да медведь,
Чарки чокались - «Чтоб так и впредь!»
Гусляры воспевали забаву.
Кто настроен на праздничный лад,
Только злату и власти был рад.
__________________________________________
23 городище — так в древней Руси, называли города, обнесенные частоколом, крепостные сооружения или любые более-менее укрепленные пункты
24 чертог — отдельный большой зал в княжеском тереме или в жилище богатого и важного человека
25 тряпочник — сборщик старых или ненужных вещей, выменивавших их на самодельные безделушки.
26 балкончик с напуском крыши в хоромах были редкостью в домах древней Руси и часто относились к символом власти
27 детинец —кремль, центральная укрепленная часть русского средневекового города
28 хоромы — большой жилой деревянный дом, обычно состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами
29 терем — жилое помещение в верхней части богатых хором или дом в виде башни
30 княжеский двор — хоромы, в которых жил князь, дома дружинников и слуг высокого ранга, помещений для слуг, смердов, рядовичей и холопов, конюшен, скотных и птичьих дворов, охотничьего дома.
Данияр седьмое лето княжил, *31
Острый меч в сраженьях окропил,
Но любил шелка и был вальяжен,
Сторонился бедных и могил.
На пирах высматривал красавца,
Жениха, да чтоб не оборванца,
Любогневе, дочери своей. *32
Перебрал всех знатных сыновей.
Но невеста носик свой воротит,
Этот мал, а этот некрасив.
Принца дай, чтоб на руках носил…
Вдруг в улыбке растянулся ротик.
Глазки так и впились в молодца,
Статен, знатен и хорош с лица.
__________________________________________
31 Данияр — мужское дохристианское имя на Руси, означающее данный, чтобы сиять
32 Любогнева — женское дохристианское имя на Руси, означающее любящая гнев
Воеводы младшенький племянник,
Лет семнадцать, но сажень в плечах. *33
Он Перуна доблестный посланник, *34
Виртуоз в речах и на мечах.
Наречен Словеном в честь народа, *35
Словно дар небес он чтил свободу.
Гостомысла прадед и боец, *36
Покоритель девичьих сердец.
Основал Словенск через полвека, *37
Был оболган немцем при дворе, *38
Его имя стерто в словаре.
Не найдется книг в библиотеках.
Уничтожил враг все письмена,
Только память все еще сильна. *39
_________________________________________
33 сажень — старинная мера длинны, равная расстоянию между кончиками пальцами вытянутых в стороны рук.
34 Перун — славянский Бог Справедливости и Грома, несет отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины
35 Слове;не — восточнославянское племя, жившее в конце IX века в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
36 Гостомысл — легендарный воин и мудрый князь из рода словен
37 — в Первой Софийской летописи повествуется, что ильменские словены поставили город Словенск (переименованный позже в Новгород) и посадили в нем старейшину Гостомысла
38 — Герхард Миллер — студентом был приглашен в Россию по протекции Шумахера, библиотекаря Петербургской библиотеки. По чьей-то указке плохо знавший русский язык Миллер, стал переписывать историю нашей страны, за что подвергался жесткой критике со стороны Ломоносова, и даже поссорился со своим протеже.
39 — современные историки спорят о подлинности летописи «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», которая опровергает «норманнскую» гипотезу.
Данияр с Чеславой обсуждают,
Как детей вести им под венец.
Только ратники тихонько бают, *40
Что Словен – не в стойле жеребец.
Он нежней ромашки лишь с одною,
С Жданой, наречённою судьбою.
На Лебяжьем острове живет,
Им поведал счастье звездочет.
Из волхвов, понимающий старец,
Вместе с филином в замке сидит,
Точит взглядом булат и гранит,
Весь седой, а бывает румянец.
Мудрым словом одарит всегда,
Но совравшему будет беда.
__________________________________________
40 баять — в старинном значении - шептать, говорить, разговаривать
Пословица: складно бают, да дела не знают
Замок тот ещё Гуннар поставил, *41
Когда Рюген ходил воевать. *42
Это было совсем против правил,
Поднялась вся славянская рать.
Отомстили за гибель Арконы, *43
Свены вмиг поубавили гонор, *44
Предки их в замке так и лежат,
Успокоил их русский булат.
А в развалинах скрыта гробница,
Ведь Авесту спасти не смогли, *45
Веды вместе с Арконой сожгли…
В той гробнице хранится страница -
Книги Велеса несколько строк,
Русский щит на себе их сберег. *46
__________________________________________
41 Гуннар — скандинавское имя, означающее меч битвы
42 Рюген — крупнейший остров на Балтике пределах современной Германии вдоль побережья Померании. До XI века был заселен руянами (балтийскими славянами), подвергшимся насильственному обращению в христианство после поражения в войне 1168 г. Потом остров перешел шведам, затем тут похозяйничал и Наполеон, а позже он вошел в состав Пруссии.
43 Аркона (белая гора на санскрите) — город и религиозный центр балтийских славян на вершине высокой скалы одноименного мыса. На центральной площади стоял резной храм, посвященный славянскому языческому богу Святовиту четырехликому (богу солнца, огня, войны и урожая), с известным на всю округу оракулом. Этот храм считался главным святилищем славянского поморья, где хранились древнейшие ведические книги. Во время крестового похода 11 года против славян Аркона была разорена и разрушена. В огне погибла бесценная библиотека. Вместе с защитниками пали все волхвы Аркона. Затем начался геноцид славян и всей Ведической Русо-Славянской цивилизации на западе Европы, не покорившейся христианству.
44 свены — (встречаются названия сваны, ваны) одно из норманнских племен, объединенные общим названием викинги – наемные войны
45 Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, относящихся к периоду до исламизации Персии, являвшихся частью славянских вед.
46 страница книги Велеса — по одной из легенд отпечаталась при пожаре в библиотеке Аркона на щите одного из погибших защитников
Имена героев стерло время,
Письмена уничтожил огонь.
Даже камень не выдержал бремя
Рун, утопленных в нем на ладонь.
Только память потомков бессмертна,
Хоть враги лицемерят безмерно.
Все навеки душа сохранит,
Что не выдержал даже гранит.
Не случайно в кострах губят книги,
И трибуны без устали лгут.
Вмиг найдет простака ловкий шут,
И наденет с цветочком вериги. *47
Позабывшие предков своих,
Будут верить вранью о чужих.
__________________________________________
47 вериги — (ст. слав. верига — «цепь») — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё...
ГЛАВА II
Благодать растеклась по Боярке,
И Лебяжий стоял весь в цвету.
Лето выдалось ясным и жарким,
Календарь пододвинул черту.
До Купалы осталась неделя, *48
Этот день пополам год поделит,
Приоткроет портал темных сил,
Тех, что в Нави Сварог хоронил. *49,50
Ныне солнцем Даждьбог будет править, *51
Велес скоро крутнет колесо,
Чтоб Морёна взяла туесок, *52,53
Зимний морок готовить для Яви. *54
Боги солнца вершат круговерть,
Небеса им послушны и твердь.
__________________________________________
48 Купала — день летнего солнцестояния. Согласно мифологии славян, у Семаргла и Купальщицы родились близнецы: Купала и Кострома. Однажды украла мальчика сладкоголосая птица Сирин. Скучала по нему Кострома и пустила по воде венок. Узнал его Купала и приплыл к девице. Не зная, что они близнецы, сыграли свадьбу. А вместе жить не судьба. С горя Купала в костер бросился, а Кострома – в омут. С тех пор венки по рекам влюбленные пускают в день Купалы только вместе.
49 Навь – один из трех миров в славянской мифологии, загадочный и пугающий, но это не мир тьмы, хаоса, несправедливости или некое подобие ада, как в учении христиан. У славян понятие смерти иное, она была, есть и будет, но это не злая старуха с косой, которую стоит бояться, а лишь начало новой жизни в мире Нави. В мире, где нет боли и страданий, где души людей, намучавшись и выполнив своё предназначение в Яви, могут отдохнуть перед следующим воплощением или жить в том мире в новом качестве
50 Сварог — Бог-Творец, Бог Огня и Справедливости. Творческая сила Сварога участвовала в творении Миров, его также называют Отцом Небесным, Отцом Богов, верховным управителем, ставший им после ухода Бога Рода-Творца на покой
51 в славянской мифологии четыре бога солнца: Коляда - новорожденное солнце (зимнее), Ярило - весеннее солнце, Даждьбог - летнее, а Бог Хорс - осеннее. Именно Хорс олицетворяет солнечный диск. Когда Велес повернет Сварожий круг на зиму, Хорс правит солнцем.
52 Морёна (Мара) — одна из дочерей Сварога, богиня смерти и зимы. Часто изображается в виде высокомерной холодной красавицы, желающей захватить власть над миром Яви
53 туесок — небольшой берестяной короб цилиндрической формыс крышкой
54 морок – славянский Бог обмана и болезней, его Морёна носит в своем туеске вместе с мраком и смертью
Тихий плёс за утесом высоким,
Где в Боярку впадает ручей,
Чуть тревожил волнением зыбким
Ветерок с задремавших полей.
Знали все про обманчивый омут,
Завлекающий сладкой истомой.
В глубину, где русалки живут, *56
Обещая покой и уют.
До Купалы выходят на берег, *57
Обнажая девичьи тела,
Взгляд горит, ночью кожа бела,
Пропадешь, хоть однажды поверив.
Как бы ни был опасен тот путь,
Любопытным с него не свернуть.
__________________________________________
56 Нввь — самый загадочный, пугающий мир. В Нави живут русалки и Боги, которых мы привыкли называть тёмными. Часто задача Богов Нави связана с разрушением того, чему уже нет места в мире Яви. В мир Нави уходят души после смерти. Славяне верили, что здесь души очищаются, чтобы переродиться вновь. Однако, некоторые души не могут очиститься и превращаются в Навий, злых духов. Мир Нави часто в представлении людей связан со злом, он расположен ближе всего к границе с Хаосом, поэтому зло проникает именно через Навь. Однако, нужно понимать, что сам по себе мир Нави – необходимая и неотделимая часть славянского мира. Без разрушения не будет движения вперед.
57 русалочья неделя — седмица перед Купалой, в это время в воду заходить нельзя, утянут русалки в Навь. Эта неделя особенно опасна для романтично настроенных девушек, которых зазывали русалки, выходя на берег
На закате, лишь солнце коснулось
Синих вод за высокой скалой,
В роще темные тени проснулись
С заостренною длинной рукой.
Вдоль ручья по заросшей тропинке,
Босиком собирая росинки,
Подобрав длинный юбки подол,
Сквозь поросший кустарником дол, *58
Ждана к плёсу спешит за советом,
Свой упрямый характер браня,
Когда вспыхнет душа от огня,
Не страшны ей любые запреты.
Коль славянкой явилась на свет,
То не страшен ей чей-то запрет.
__________________________________________
58 дол — низина, яма, балка, ложбина
Прошлым летом, когда на Купалу
Вдоль Боярки горели костры,
Молодежь веселилась на славу,
Так, что прятались все комары.
Наряжаясь во всякую нечисть, *59
Били в ставни, залазали в печи,
По деревне гуляли толпой,
Кто - кикимора, кто - полевой.
У костра Ждана встретилась взглядом
Озорных и насмешливых глаз.
«Домовой» от чертей ее спас,
Появившись так вовремя рядом.
Словно Велес Молонью обнял, *60
И, похитив, поднял выше скал.
__________________________________________
59 на Купала было принято изображать всякую нечисть, хулиганить, чтобы потом изгонять ее
60 Молонья (Меланья) — грозная богиня молний, жена Грома Гремучего. Согласно мифу о похищении Молоньи богом Велесом, у нее появился внебрачный сын Огонь-царь
Обхватив незнакомца за шею,
В полутьме разглядела лицо.
Доброй силою сразу повеял
Дух славянский и честь праотцов.
Подхватив ее на руки, парень
Закружил вкруг костра, словно в паре.
И огонь заплясал веселей,
И объятья вдруг стали смелей.
Так доверилась дева порыву,
Что, прильнув, зашептала - «Сильней!»,
Без разбега он с ней меж огней
Перепрыгнул, как конь златогривый.
Так легенды рождает народ,
Вместе с ними потом и живет.
Стихли все у костров на поляне,
Заглядевшись на этих ребят.
Коли рук не разняли славяне,
Боги судьбы их соединят. *61
Все решилось за них на Купалу,
Хоть кому-то покажется мало.
Единение душ на огне
Промелькнувшем, как в сказочном сне.
Словно знак, в небе чиркнула искра,
Темноту рассекая стрелой,
То Молонья, увлекшись игрой,
Разрешила сомненья без риска…
Так бывало в эпоху легенд,
Миром правил счастливый момент.
__________________________________________
61 согласно древним поверьям считается, что если руки парня и девушки во время прыжка через костер не разъединились, значит суждено им быть вместе, если же во время прыжка пары над костром взметнулись искры, значит, будет их совместная жизнь яркой и счастливой
К богиням судьбы в славянской мифологии относят богиню Макошь и Карну.
Макошь — Великая Мать, богиня судьбы и плодородия. Богиня магии и волшебства, жена Велеса, в этой нижней ипостаси является знаменитой Ягой. Хозяйка живой природы, защитница и покровительница женщин.
Богиня Карна неоднозначная фигура в славянской мифологии. Возможно эта богиня почиталась нашими предками, как ответственная за перерождение душ, за непрерывный круг бытия во вселенной. В историческом трактате » Слово Святого Григория» богиня Карна упоминается под именем Коруна. Там же есть упоминание о спутнице Карны, богини Желе. Вполне возможно они олицетворяли собой предназначение и рок в судьбе человека.
Вспоминая прошедшее лето,
Ждана к плёсу подходит тайком.

Картина дня

наверх